Инсайтное обучение - как это работает

Инсайтное обучение - как это работает

Фасилитаторы трёх принципов учатся в парадигме так называемого инсайтного обучения (обучение "изнутри - наружу", inside-out understanding) и так же выстраивают свои программы для бизнеса, сообществ - везде, где эти программы проходят. 

Я в теме с весны 2014 года. Это невероятно интересно.

То, как работают фасилитаторы трёх принципов - я не видела подобного раньше. Нет заготовленных схем, моделей, вопросов и упражнений. При этом 90% участников уже к концу первого дня получают мощные инсайты - понимание, что делать и как быть в жизни, в бизнесе, в отношениях. Я смотрю на это, участвую в этом как участник вебинаров/семинаров. Конечно, мне ужасно интересно, как это происходит, за счет чего, как это "работает". 

Когда ведущие работают не по привычным шаблонам, очень увлекательно замечать - что происходит со мной на этом вебинаре/семинаре? Как это происходит? Как организованный вокруг меня процесс повлиял на мои мысли, состояние, инсайты и решения?

Эти осознания помогают мне сделать собственную работу с клиентами - частными и корпоративными - более эффективной. У меня появляется больше смелости и доверия к собственному процессу и к процессам клиентов и участников программ. 

Думаю, эта заметка может со временем стать длиннее. Пока у меня пять наблюдений, как и за счёт чего ведущие "трёхпринципных" программ фасилитируют (делают легче и проще) образовательный процесс. 

Я не говорю, что это какая-то новая информация, ноу-хау или что-то ещё:) 

  1. Собственное состояние.
    Ведущие находятся в соединённом центрированном состоянии.
    Они говорят изнутри собственной правды и опыта проживания, и в то же время - постоянно различают - где факты, а где их личный опыт и интерпретации , которые у участников могут быть совсем другими*. Они замедляются**. Быть в доверии к процессу без беспокойства о том, что кто-то может прийти к пониманию раньше, кто-то позже, а кто-то вообще в другой раз. 
     
  2. Одна мысль.
    Ключевая мысль,вокруг которой строится всё выступление или весь тренинг. На нее как бусины нанизываются примеры, метафоры, о ней говорится разными словами, к ней делаются заходы в разных уровней и через разные ситуации (в зависимости от аудитории это может быть бизнес, лидерство, работа с командой, отношения в семье...). 
    Типичная ситуация, когда в конце семинара участники говорят: "Я понимал(-а), что вы говорите одно и то же, одно и то же, только разными словами... И вдруг до меня дошло! Я вдруг так ясно понял(-а), о чём это..." и далее следует личный пример. smiley
     
  3. "Соло фасилитатора", или "а что, заданий не будет?"
    В начале у участников есть время довольно долго слушать фасилитаторов, без необходимости что-то говорить самим, отвечать на вопросы, делать упражнения. Получается, что это оставляет человека наедине с собственными мыслями. Понятно, что можно заскучать, уйти в мысли и не вернуться:), можно впасть в сопротивление, можно радостно-механически кивать*** "знакомым словам", когда вам кажется, что вы это "знаете и понимаете" - это всё нормальные части процесса. Но когда от ведущих нет всех этих привычных интервенций "а что вы думаете", "объединяемся в группы и отвечаем на вопрос / делаем упражнение" и т.д. - это даёт возможность участникам получать свои озарения (понимание, инсайты) в то время и в том виде, как они будут к этому готовы, каждый со своей скоростью. И видится мне, что это часть того самого ненасильственного инсайтного обучения изнутри-наружу.
    В то же время, на семинарах есть время для вопросов-ответов, для обратной связи о наблюдениях и открытиях участников, есть шутки, метафоры и разные смешные примеры и эксперименты. 
     
  4. Быть в исследовании
    Сами фасилитаторы признаются, что - будучи в теме по 10 и более лет - они до сих пор ощущают, как будто пришли в тему совсем недавно. Думаю, это не метафора. Понимание трёх принципов - это живое знание, которое каждый проживает изнутри. Это относится и к фасилитаторам, и к каждому из участников. 
    Как только ловишь себя на том, что что-то начинаешь воспринимать как данность - можно в этот момент себя поздравить и пожать себе руку. Это вы заметили, что ум играет с вами в привычную игру "я знаю правильный ответ"***. 
    Возвращаясь к семинарам по трём принципам, это не может быть повторением заученного текста. Ведущий несёт в себе на семинар весь свой жизненный и преподавательский опыт, всё прожитое, прочувствованное, прочитанное, и тем не менее заново проживает всё на семинаре. Он или она продолжают прямо сейчас смотреть в ту же сторону, куда предлагается смотреть всем участникам. Они не "несут знание", а учатся вместе со всеми, находятся в исследовании. 
     
  5. Участники движутся не "от конечного результата к процессу по достижению результата", они движутся "от своих ресурсов - к инсайтам/новым ощущениям и понимаю/реализации", то есть "изнутри - наружу".
    Знакомая мне схема выглядит так.
    Например, я хочу больше уверенности в себе. С помощью коуча я формулирую конечный результат - как я пойму, что стала более уверенной, как это будет ощущаться, выглядеть для окружающих и т.д. Коуч задаёт нужные вопросы или предлагает упражнения, которые "продвигают" меня в этом запланированном направлении. 
    В инсайтном обучении происходит иначе.
    Я не иду от идей о том, как должна выглядеть и проявляться моя уверенность, потому что - возможно, это очевидно, а может и нет - мои идеи порождаются моим привычным мышлением. Вместо этого я начинаю - на сессии, семинаре и в обычной жизни - наблюдать, как я создаю свой опыт проживания разных ситуаций, в которых я проживаю состояния больше или меньшей уверенности. Это просто к примеру. В действительности же, каждый клиент может получить свой особенный и совершенно уникальный инсайт, который нет смысла из него "выдавливать" вопросами или упражнениями. Очень часто глубокие личные открытия - это результат не "делания" чего-то, а наоброт результат отказа от действий в попытках себя улучшить, прийти к заранее намеченному результату. 
    Итак, получается, что нет "упражнений, которые должны привести участников к такому-то определенному результату". Есть направление, в котором предлагается смотреть, и каждый увидит то, что нужно именно ему и связано с его профессиональным/личным опытом. 

Принцип "изнутри - наружу" проявляется во всём. Например, я мечтаю написать книгу. Возможно, не одну. У меня было уже несколько идей, о чём должна быть эта книга. Например, я начинала писать книгу о коучинге, но проект остановился. Потом была идея про самогипноз. Все эти идеи были в рамках моих привычных шаблонов и шли из моего прошлого опыта. Сейчас мне интереснее смотреть в неизвестное, и оказывается, что чем чаще в моей голове звучит "что за ***, это ни на что не похоже, я не знаю, что с этим делать" - тем более свежие и захватывающие идеи приходят следом. 

____________________________________

* Так делают не все. Но так делают Руди и Дженни Кеннард, и это их сильная сторона. Это говорит о профессионализме: знать и отслеживать, где факты, а где твоё мнение о фактах и личный опыт, и помогать участникам так же проводить это различие. 

** О необходимости замедляться говорит, в частности, Мара Глисон (компания One.Thought, UK). Это очень важно, когда вы работаете, например, с управленцами. Они постоянно в интеллектуальном стрессе и на огромных мыслительных скоростях. Вы не сможете создать для них контекст замедления, если не сделаете этого сначала с собой и не замедлитесь сами (а видимых препятствий может быть много - ограниченное время тренинга, сопротивление участников, которые очень много знают теории и проходили много разных тренингов, которые им как один не помогли и т.д.). 

*** Этому наблюдению я обязана Лансу Жируведущему "Самурайской игры". В самом начале у нас был разговор о том, как можно по-разному присутствовать на обучении. В частности, у нас в культуре принято кивать головой, когда ты с чем-то согласен. Мы не всегда замечаем, что это механическое действие, и оно отражает не что иное, как установку "ага, да-да, я это знаю, я это помню". По сути, мы в этот момент не включены в процесс, мы находимся в своих мыслях о понимании, которое принесли с собой из прошлого. 
Я стала замечать, что когда я перестаю на лекции или семинаре кивать словам ведущего, моё восприятие меняется. Информация перестаёт быть "понятной и очевидной". Если же продолжать радостно кивать, можно "закивать" себе момент, который мог бы оставаться открытым для нового понимания. mail

 

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Облако тэгов