Методики креативности. 2006г.

Методики креативности. 2006г.

"Плюшка" из журнала "Секрет фирмы", 01.30-05.02 2006, №04(139)

​Статья про креативность "Упражнение по вдохновению", автор статьи Дмитрий Лисицын.
Текст можно найти на сайте журнала, в архиве, по году-месяцу-числу.

Интересно, что в статье упоминается кейс Виталия Ильинского, моего учителя в ТРИЗ. С ним я познакомилась только через три года после выхода этого журнала. 

"10 самых популярных методик для поиска новых идей" 

1_Мозговой штурм
Автор_Алекс Осборн
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют "немой" вариант мозгового штурма - брейнрайтинг: участники пишут свои идеи на одном листке. Листок они передают от одного к другому, и вносят все новые идеи и соображения. 

2_ Шесть шляп
Автор_Эдвард де Боно
Методика позволяет упорядочить творческий процесс. Участники мысленно надевают по-очереди одну из шести разноцветных шляп. Белая - беспристрастный анализ цифр и фактов. Черная - минусы, негативные последствия. Желтая - позитивные стороны, плюсы. Зеленая - генерация новых идей. Красная - любые эмоциональные реакции. Синяя - итоги, широкий контекст проблемы, уровень смыслов. 

3_Ментальные карты
Автор_Тони Бьюзен
Автор связал креативный процесс с тем, как мы представляем, стурктурируем и запоминаем информацию. Ментальная карта выглядит так: в центр листа помещают ключевое понятие, а все ассоциации, связанные понятия записывают на ветвях, исходящих от центра. Каждое понятие дополняется ярким образом, картинкой, для лучшего запоминания. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, т.к. включает холистическое (целостное), правополушарное, творческое мышление. Образ получившегося дерева надолго остается в памяти.

4_Синектика
Автор_Уильям Гордон
Гордон счичтает, что основной источник креативности - в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка. 

5_Метод фокальных объектов
Автор_Чарльз Вайтинг
Идея состоит в том, чтобы ообъединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечку и понятие "Новый год". Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится "новогодняя" свеча с искрящейся крошкой внутри. 

6_Морфологический анализ
Автор_Фриц Цвикки
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма. 

7_Непрямые стратегии
Авторы_Брайан Эно и Питер Шмидт
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, "дай волю злости", "укради решение" и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям. 

8_Автобус, кровать, ванная
Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной. 

9_Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, "увидев" воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

10_Ловушка для идей
Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т.п. А потом при необходимости обращаться к своим записям. 

 

Примечание от меня

Немного "все в куче", но для первой ориентировки в методиках - неплохо.

Мозговой штурм я неоднократно проводила сама, там множество "подводных камней" и все начинается с запроса и правильно сформулированного вопроса на "штурм".

Метод фокальных объектов - один из моих любимых! В проведении есть тонкости!

Ментальные карты - по ним я проходила целый тренинг у Сергея Шипунова. Разработка нового тренинга часто начинается у меня с ревизии фактов и идей в виде mindmap:)

"Расшифровка" - не знаю, откуда это у автора, однако - сильно напоминает методы "автоматического рисунка" и "автоматического письма", в частности, из эриксоновской гипнотерапии. Я делала на себе и на клиентах, действительно, сильно работает и дает инсайты. 

"Автобус, кровать...." Видимо, автор сам придумал название. Пять за креатив! А у меня с коллегами есть выражение "отправить задачу в правое полушарие", на "инкубационный период". Сформулировать вопрос и переключиться на другие дела. И держать под рукой блокнот с ручкой и/или диктофон на случай инсайтов:)

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Облако тэгов