Техники временнОй прогрессии для "карьерных перекрёстков". Часть 1.

Техники временнОй прогрессии для "карьерных перекрёстков". Часть 1.

 

«Мы сами избираем свои радости и печали задолго до того, как испытываем их».
(Халиль Джебран Джебран)

В статье я расскажу, как коуч может поддержать клиента в ситуации карьерного выбора,  когда стоят вопросы из серии: уходить с работы или остаться, согласиться на повышение или выбрать горизонтальное развитие, какое из предложений о работе предпочесть, что сделать фокусом профессионального развития на ближайший год и т.д. Техника временной прогрессии с метафорой «перекрёстка дорог» взята мною из тренингов Михаила Романовича Гинзбурга. Текст содержит схемы и алгоритмы работы, а подробности можно найти в специальной литературе или творчески реконструировать технику. 

 

Особенности выбора на «карьерных перекрёстках»

«Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку – войдёшь в страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора». (к/ф «Матрица»)

Наш мозг склонен воспринимать ситуации выбора по принципу «или – или», «да или нет», «пан или пропал», «синяя таблетка или красная».  Пытаясь просчитать наперёд последствия выбора А или Б, мозг испытывает серьёзную информационную перегрузку, а мы переживаем то, что называется «паника» или «ступор». В мозгу активируется лимбическая система, или эмоциональный мозг, что тормозит работу префронтальной коры, отвечающей за способность видеть ситуацию целиком, предвосхищать события и планировать будущее.  

Конечно, выбор не всегда связан со сложными дилеммами и стрессом, но в известных коучам случаях это именно так, иначе бы человек к нам просто не обратился.  Два типичных сценария: либо у клиента есть несколько готовых вариантов на выбор (и хочется определиться), либо неопределённое туманное будущее без конкретных альтернатив (и хочется хоть какой-то определённости).

Итак, что мы имеем? Клиент в ситуации ограничений (время, финансы, ожидания родственников и коллег, дискомфорт от неопределённого будущего и т.д.) хочет определиться и ответить себе, что делать дальше.  Нейробиологи утверждают, что мозг при этом нуждается в трёх ключевых вещах: 1) способность делать предсказания, которые затем сбываются, что вызывает в мозгу общий позитивный отклик (как, например, когда мы слушаем популярную музыку или разгадываем кроссворды); 2) ощущение контроля над ситуацией, чувства, что я знаю и умею достаточно, чтобы справиться; 3) свобода выбора, когда вариантов больше чем два, а решение не обязательно принимать прямо сейчас (Дэвид Рок, 2013). Можно добавить к этому потребность клиента не столько сориентироваться во внешней информации, сколько заглянуть внутрь себя и соприкоснуться с собственными ценностями и разными вариантами собственной идентичности, между которыми предстоит делать выбор: кем я буду, каким я стану, если выберу одно или другое (Эрминия Ибарра, 2005).

Процесс переосмысления себя, анализ собственных сильных сторон, талантов и ценностей и многое другое, что может включать в себя карьерный коучинг – долгий процесс, который может занять не одну и не две сессии, и мы не будем касаться того, как системно выстроить всю эту работу. Посмотрим только на разновидность техник, которые способны дать нашему мозгу то, в чём он так нуждается в стрессовой ситуации выбора: предвидение, ощущения контроля и свободы выбора. 

Временная прогрессии: определение и структура техники

«Наша дорога – дорога постоянных распутий, но тупиков на ней нет. Выбор есть всегда, и он – за нами». (Алина Илларионова «Оборотни Его Величества»)

Временная прогрессия – субъективное перемещение во времени. Одна из стратегий использования временной прогрессии – в ситуации выбора. Когда у человека есть два или несколько вариантов, более или менее определённых, можно помочь ему в воображении увидеть, прочувствовать, оценить каждый из этих вариантов, и, как правило, выбирать становится намного легче (М.Р. Гинзбург, 2008).

Техника временной прогрессии основана на способности человека (клиента) фокусировать внимание на внутренних образах и ощущениях. Нельзя прочитать варианты развития событий на лице сидящего рядом коуча, но можно увидеть их на своего рода «внутреннем экране». Переводить фокус внимания внутрь одновременно легко и сложно. Легко, потому что каждый из нас знаком с бытовой временной прогрессией: ежедневно мы планируем, предвосхищаем, прогнозируем возможные события: что купить, когда назначить встречу, как провести выходные, какой дорогой быстрее доехать до дома и т.д.  Сложности с переводом внимания внутрь могут быть связаны с неспособностью клиента быстро расслабить тело, успокоить ум и прийти в состояние, которое автор аутогенной тренировки Иоганн Генрих Шульц называл «сосредоточенным расслаблением». Можно возразить, так ли всё это необходимо. Дело в том, что когда внимание переносится внутрь, тело расслабляется и мысли упорядочиваются, наш мозг переходит в особый продуктивный режим функционирования (обычно это называют «трансом» или «состоянием альфа-ритма»). Хорошая новость заключается в том, что нет человека, неспособного расслабиться и почувствовать себя чуть более комфортно. От коуча потребуется только умение объяснить клиенту суть техники временной прогрессии, а также создать комфортную обстановку с атмосферу доверия.

Опишем структуру техники

  1. Разрешение на эксперимент, обоснование упражнения, определение ключевые параметров.

Коуч рассказывает про суть упражнения, уточняет названия вариантов будущего, которые клиент хочет исследовать, а также как далеко в будущее есть потребность заглянуть.

"Могу я предложить вам небольшой эксперимент? Суть достаточно простая. Выбор похож на распутье. Мы решаем, куда лучше пойти, куда отправиться. Можно выбрать несколько направлений, которые Вам важно было бы прямо сейчас поисследовать. Если представить, что это две-три разные дороги, то как бы Вы их назвали?"

Записываем названия за клиентом. Например: «работа в компании / своё дело / что-то ещё» или «стажировка в Берлине / перевод в Женеву / новая должность в Москве / что-то ещё». Желательно обозначать 2-3 варианта, плюс дорогу под названием «что-то ещё», что сейчас вне зоны осознания, но может оформиться в поле вариантов в ближайшее время. Возможно, клиент не захочет называть варианты, и тогда им можно придумать условные обозначения 1-2-3, А-В-С и др.

«В упражнении Вы сможете исследовать поочерёдно каждый из этих вариантов и последствия их выбора. Как далеко вперёд Вы хотели бы заглянуть? Очень хорошо».

  1. Перевод внимания извне вовнутрь, состояние сосредоточенного расслабления.

Коуч прелагает клиенту убедиться, что тот сидит достаточно удобно. Может быть, есть что-то, что можно сделать для ещё большего комфорта прямо сейчас. Клиенту предлагается обратить внимание на окружающие предметы, звуки, ощущения в теле, дыхание, и так постепенно перевести внимание извне вовнутрь. Глаза можно закрыть или оставить открытыми. Здесь можно использовать любые известные техники релаксации для последующей работы с управляемым воображением. Например, Майлз Дауни на своём тренинге для коучей даёт процесс на визуализацию в два этапа. Перед тем, как слушатели будут представлять значимые этапы своей жизни и достижения, им предлагается пропутешествовать через пшеничное поле к дому и в этом доме найти подсказку к своему вопросу. Это помогает разбудить внутренне внимание и настроиться на активную творческую визуализацию. (Продолжение здесь). 

 

Статья опубликована в журнале "Все(м) о коучинге", 1/2014, редактор Ольга Козлова, prosto-coach.ru.  

 

Литература:

  • Гинзбург М.Р., Яковлева Л.Р. «Эриксоновский гипноз: систематический курс». М., 2008.
  • Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению: Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок». М., 2013.
  • Эрминия Ибарра «Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру».СПб., 2005.
Поделиться ссылкой в социальных сетях

Облако тэгов