Этические нормы как инструмент работы коуча (на материале случаев из практики)
Источник: журнал "Организационная психология". 2014. Т. 4. № 1. (ссылка на электронную версию журнала)
Автор: Татьяна Новоселова, кандидат психол. наук, коуч ICF, глава комитета по этике российского представительства Международной Федерации Коучинга (ICF)
Автор статьи приглашает читателей к размышлению над вопросами о функциях этических ориентиров профессии – Этического Кодекса ICF (Международной Федерации Коучинга) и Этических норм российского Профессионального стандарта «Коуч, - какие практические «подсказки» содержат этические нормы и как этими подсказками пользоваться.
Быть успешным профессионалом в области коучинга, - значит отвечать себе на целый ряд вопросов, в том числе:
- Насколько я эффективен в роли коуча?
- Как я могу повысить свою эффективность?
- Как я могу одновременно развиваться и оставаться в границах профессии?
- Как и чему учиться?
- Как наилучшим образом предупреждать и разрешать спорные ситуации?
- Как развивать свою практику?
- Как делать свою практику доходной?
- Как быть частью профессионального сообщества?
В мире существует множество локальных и международных профессиональных коучинговых сообществ, объединений и ассоциаций, которые помогают коучам отвечать на поставленные выше вопросы. Коучинг – этически регулируемая профессия (Кларин, 2014), основной инструмент поиска ответов на возникающие в практике вопросы – профессиональные этические кодексы.
ICF (International Coach Federation, Международная федерация коучинга) – ведущая международная коучинговая организация, с количеством членов свыше 24 тысяч в более чем 117 странах мира. Для поддержания высоких стандартов профессии, ICF предлагает своим членам Этический Кодекс ICF – свод этических норм профессионального коуча. Особенность Этического Кодекса в том, что он не содержит подробных рекомендаций, как действовать в той или иной конкретной ситуации, а представляет собой свод общих правил и принципов, которыми следует руководствоваться в профессиональной деятельности по избежание конфликтов интересов.
Российский проект Профессионального стандарта «Коуч» содержит Этические нормы, которые рекомендуются как ориентиры профессиональной деятельности коучей.
На начальных этапах обучения и практики коучи сталкиваются с большим количеством неординарных ситуаций, возникающих в их профессиональном опыте впервые. Рекомендуется приходить на индивидуальные или групповые супервизии, где сложные ситуации («кейсы») анализируются при поддержке опытного супервизора и с опорой на профессиональные компетенции и Этический Кодекс ICF. То, что происходит, можно описать через простую аналогию: есть правила правописания (орфография, пунктуация), и знания этих правил достаточно для грамотной письменной речи. В то же время, есть множество слов, которые мы встречаем впервые и правил написания которых можем не знать, поэтому мы ищем их в специальных орфографических словарях. Если Этический Кодекс – это «свод правил», то супервизия – это возможность получить доступ к своего рода «орфографическому словарю» с огромным количеством уникальных слов-«кейсов». До начала активной профессиональной практики коучу сложно принять этические нормы как руководство к действию, по той простой причине, что жизнь многообразнее правил и предписаний. Умение пользоваться Этическим Кодексом как инструментом, содержащим ориентиры и подсказки, своего рода «дорожной картой» профессии, приходит в процессе осмысленной практики (см. рис. 1).
Рис. 1. Цикл профессионального развития коуча: анализ практики с опорой на супервизию и этические нормы
Рассмотрим три типичные ситуации и «ключи» к их решению, содержащиеся в Этическом кодексе.
Ситуация №1. «Нам нужен коучинг для сотрудника».
Типичное начало взаимодействия коуча и спонсора (представителя компании в лице руководителя потенциального клиента, HR-менеджера или другого уполномоченного лица, заказывающего и оплачивающего услуги коуча).
Какие потенциальные противоречия таит в себе эта ситуация?
1. Разные представления о том, что такое коучинг и как строится коучинговое взаимодействие.
Пример. Спонсор обращается к коучу: «Когда будете встречаться с менеджерами, посоветуйте им, над какими компетенциями поработать».
2. Несогласованные представления о конечном результате коучинга и способах измерения этого результата у спонсора и потенциального клиента коучинга.
Пример. Руководитель, обращаясь одновременно к подчинённой и коучу: «С моей точки зрения, Анастасии следует поработать со стратегическим мышлением». Анастасия: «Да, возможно...». Руководитель: «Также следует обратить внимание на уверенность в себе». Анастасия: «Наверное...».
3. Неготовность спонсора и клиента брать на себя ответственность за соблюдение договоренностей, прописанных в контракте. Коуч, таким образом, рискует взять на себя бремя ответственности руководителя, вместо того, чтобы оставаться в нейтральной позиции. (О’Нил М.Б., 2005, Новоселова Т.В., 2013).
Пример. Руководитель, обращаясь к коучу: «Надеюсь, мы можем на вас рассчитывать, что все коуч-сессии будут проходить строго по намеченному расписанию?».
Возможные решения. Профессиональный коуч, знакомый с Этическим Кодексом, в обязательном порядке сделает следующее. Встретится со спонсором и руководителем потенциального клиента, обсудит взаимные ожидания от процесса коучинга. Если компания выбирает из нескольких коучей, предварительно встретится и познакомится с потенциальным клиентом. Заключит и подпишет юридический договор с компанией на оказание услуг. Затем проведёт так называемую «тройственную встречу» - коуч, клиент и его руководитель – результатом которой станут проговоренные и письменно зафиксированные результаты коучинга, которые планируется достичь в процессе работы. Для повышения обоснованности выбора областей развития, коуч может предложить ориентироваться на обратную связь (например, результаты «оценки 360») или организовать такую обратную связь, чтобы по её итогам скорректировать цели и ожидаемые результаты коучинга. Коуч так же может предоставить спонсору и клиенту обоснование того, что осознание областей развития и готовность работать над ними – важная часть коучинга как развивающей практики.
«Подсказки» в Этическом Кодексе Международной Федерации Коучинга. «Раздел 3 «Профессиональное Взаимодействие с Клиентом». Я как коуч: 15. Обязуюсь заключать ясные соглашения или контракты с моими клиентами и спонсорами. Я с уважением буду относиться ко всем соглашениям и контрактам, заключенным в контексте профессиональных отношений коучинга. 16. Обязуюсь при подготовке договора на оказание услуг коучинга либо во время первой встречи с клиентами и спонсорами убедиться в том, что клиент/спонсор понимает, как будет проходить процесс коучинга, каковы условия и границы конфиденциальности, финансовые договоренности и все остальные условия соглашения или контракта».
"Подсказки" в Этических нормах Профессионального стандарта "Коуч" (РФ). "3. Коуч во взаимодействиях с клиентами и заказчиками: 3.1. Отвечает за проясненеи и согласование ожиданий клиента и заказчика от процесса и результатов работы с коучем".
Ситуация №2. «Давайте обсудим промежуточные результаты коучинга, пока наш сотрудник в отпуске/командировке».
Возможная ситуация, когда у спонсора есть потребность в промежуточной встрече с коучем. Причины могут быть разными и нуждаются в прояснении: отсутствие видимых результатов коучинга, новые дополнительные цели на коучинг, желание приостановить или продлить коучинговый контракт и т.д.
Какой потенциальный конфликт интересов может скрываться за этой ситуацией?
1. Возможно, часть информации хотят предоставить коучу в обход клиента.
Пример. Руководитель: «Уверен, вы найдёте слова, чтобы донести мои пожелания до сотрудника в корректной форме».
2. Представления о результативности коучинга у клиента и спонсора не совпадают.
Пример. HR: «В отчетах сотрудника стоят высокие оценки, но результатов коучинга я не вижу».
3. Непреднамеренное (без «злого умысла») исключение клиента из диалога о промежуточных результатах коучинга.
Пример. Руководитель: «Не страшно, если на нашей встрече не будет сотрудник а? Он на две недели в отпуске, а нам не хотелось бы терять время и встретиться поскорее».
Возможные решения. Коучу важно вернуться к первоначальным договорённостям и обсудить со спонсором возможность встретиться совместно с клиентом. В крайнем случае, коучу важно предупредить клиента о предстоящей встрече, по её завершении в письменной форме уведомить клиента о результатах и договориться о тройственной встрече при первой возможности. Эти простые шаги помогут поддержать доверительные отношения между всеми сторонами коучингового взаимодействия и не дадут сложиться впечатлению, что коуч обсуждает что-то «за спиной клиента» или берёт на себя ответственность за коммуникацию решений, которые должен доносить до клиента его руководитель, HR или другое уполномоченное лицо.
«Подсказки» в Этическом Кодексе Международной Федерации Коучинга. «Раздел 4: Конфиденциальность/сохранение личных данных. Я как коуч: 23. Буду иметь четкую договоренность о том, как будет происходить обмен информацией между коучем, клиентом и спонсором».
«Подсказки» в Этических нормах Профессионального стандарта “Коуч” (РФ). «3. Коуч во взаимодействиях c клиентами и заказчиками: 3.9. Устанавливает ясные договорённости о том, как будет происходить обмен информацией между коучем, клиентом и заказчиком».
Ситуация №3. «Предоставьте рекомендации от клиентов».
Как правило, спонсор и клиент хотят гарантий успешного сотрудничества и в качестве таких гарантий запрашивают рекомендации. Вполне объяснимо, однако, не содержит ли эта ситуация потенциального конфликта интересов? С одной стороны, коучу важно иметь портфолио отзывов и успешных примеров своей работы. С другой стороны, этические нормы обязывают сохранять конфиденциальность относительно клиентов и спонсоров.
Возможные решения. Коуч может заблаговременно позаботиться о наличии отзывов и рекомендаций. Для этого есть минимум два способа: 1) прописать в контракте возможность использовать случай клиента с определёнными целями («кейс» для супервизии, пример для статьи, книги, научной публикации, пример для потенциальных клиентов), при условии предварительного согласования с клиентом и с сохранением конфиденциальности, когда меняются подробности, по которым можно опознать клиента (название и профиль компании, пол, возраст, конкретные задачи в рамках контракта и др.); 2) запрашивать у клиентов и спонсоров обратную связь по результатам коучинговой работы для публикации на сайте, причем с подписью или анонимно – строго по решению клиента и спонсора.
«Подсказки» в Этическом Кодексе Международной Федерации Коучинга. «Раздел 4: Конфиденциальность/сохранение личных данных. Я как коуч: 22. Обязуюсь сохранять высочайший уровень конфиденциальности в отношении всей информации о клиенте и спонсоре. Я буду иметь ясное соглашение или контракт, прежде, чем передавать информацию другому лицу, за исключением установленных законодательством случаев».
«Подсказки» в Этических нормах Профессионального стандарта “Коуч” (РФ). «3. Коуч во взаимодействиях c клиентами и заказчиками: 3.8. Сохраняет конфиденциальность в отношении всей информации о клиенте и заказчике в любых ситуациях: коучинг, тренинг, консультирование, публикации и др. Устанавливает ясное соглашение или контракт о конфиденциальности, прежде чем передавать информацию другому лицу, за исключением установленных законодательством случаев.
Как можно увидеть из трёх приведённых примеров, Этический Кодекс содержит общие рекомендации, нормы и правила. Пользоваться им как инструментом решения сложных ситуаций можно, если знать, какие потенциальные конфликты и противоречия содержит в себе та или иная ситуация. Лучший способ – регулярный систематический анализ своей практики с помощью супервизии и с опорой на Этический Кодекс и профессиональные компетенции. В процессе анализа и осмысления мы учимся различать и предупреждать трудности до того, как они наступили и развернулись в реальном времени, то есть действовать более дальновидно, проактивно.
В завершение хотелось бы привести слова, взятые из статьи профессионального коуча Леды Турай-Праускине (Turai-Petrauskiene), цитирующей шотладского психиатра Роналда Дэвида Лэйнга: "Сфера того, о чем мы думаем и что мы делаем, ограничена тем, что мы замечаем. А из-за того, что мы не в состоянии заметить то, чего не замечаем, мы мало что можем изменить до тех пор, пока мы не обратим внимание на то, как наше не-замечание ограничивает наши мысли и действия". Раздвигая границы того, что мы способны замечать в нашей практике и придавать этому значение, мы растём как коучи и обеспечиваем качественные профессиональные услуги нашим клиентам.
Источники:
Кларин М.В. «Новая развивающая практика – коучинг. Новая профессия – коуч». Журнал «Образовательные технологии». №1/2014.
Новоселова Т. «Коучинг в организации: сложности простых решений. История одного кейса». Журнал «Коучинг в организации», 2013.
О’Нил М.Б. «Коучинг руководителей - твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем». Москва, 2005.
Этический Кодекс Международной Федерации Коучинга (International Coach Federation). // Эл.ресурс: http://www.icfrussia.ru/icf/etika-i-regulirovanie/ (доступ: 8.05.2014)
Turai-Petrauskiene Leda. Stay in the comfort zone. // Эл.ресурс: http://coachfederation.org/blog/index.php/1556/ (доступ: 8.05.2014)